Новые требования к маркировке пищевой продукции

Начиная с 1 июля 2013 года, вниманию поставщиков и производителей пищевой продукции представили новый, но уже вступивший в силу, технический регламент, действительный в рамках Таможенного союза. Новый регламент под рабочим названием «Способы маркировки пищевой продукции» устанавливает нормы применительно к информации о продуктах питания и способах ее нанесения на фасовочную упаковку или тару. Регламент распространяется на все типы обозначений, наносимых на данную категорию продукции в виде рисунков, надписей, семантических обозначений, криптограмм и их сочетаний.

Новый регламент, помимо способов нанесения информативных изображений, определяет тип и характер сведений, которые должны содержаться в информации, наносимой на упаковку или тару пищевого продукта, поставляемого на отечественный рынок. В соответствии с данными нормами, маркировка на пищевую продукцию должна содержать следующие сведения:

  • наименование пищевых продуктов или продукции, произведённой на их основе;
  • состав продукции, за исключением свежих, не очищенных от кожуры, не подвергшихся термической обработке овощей и фруктов;
  • количество (объем применительно к жидкой продукции (указывается в литрах, сантилитрах и миллилитрах), объем или масса применительно к пастообразной, вязкой и пластичной продукции (указывается в килограммах и граммах), масса применительно к твердой, сыпучей или смешанной продукции (указывается в килограммах и граммах);
  • срок годности и дата изготовления;
  • информация об условиях хранения (применительно к пищевой продукции, качество которой меняется при вскрытии упаковки, указываются как сведения о хранении в закрытой упаковке, так и без нее);
  • наименование и реквизиты производителя пищевой продукции (указывается адрес на русском языке с наименованием страны), а также реквизиты и наименование уполномоченного производителем лица, выступающего в качестве импортера (обязательно для пищевой продукции, ввозимой в РФ из третьих стран);
  • ограничения или рекомендации касательно использования и приготовления пищевой продукции, если без рекомендаций или ограничений потребление продукции представляется затруднительным или содержит потенциальную опасность, либо может утратить те или иные вкусовые качества;
  • пищевая ценность (указываются общие сведения об энергетической ценности, а также отдельно содержание в продукции минеральных веществ, витаминов, жиров, белков и углеводов). В отдельных случаях пищевая ценность не указывается, поскольку в этом нет очевидной необходимости (жевательная резинка, ароматизаторы, кофе, чай, природная минеральная вода, пищевые добавки, поваренная соль, специи, уксус). Энергетическую ценность следует указывать в калориях и джоулях, либо в дольных или кратных единицах данных величин. Количество минеральных веществ и витаминов указывается обязательно, если они внедрены в продукцию на стадии производства;
  • информация о содержании компонентов, синтезированных посредством микроорганизмов или генно-модифицированных организмов. Указания о том, что продукция генетически модифицированная, либо получена из генно-модифицированных организмов, либо содержит некоторые компоненты генно-модифицированных организмов, актуальны для всех продуктов питания, полученных с применением ГМО (за исключением случаев, когда содержание ГМО не превышает 0,9 % от общего количества продукта). Указание специальной информации также необходимо, если продукция получена с применением генно-модифицированных микроорганизмов, таких как бактерии, дрожжи и мицелиальные грибы либо с применением генетических материалов, измененных посредством методов генной инженерии;
  • знак обращения продукции на территории стран Таможенного союза. Данная маркировка, помимо информации о реквизитах изготовителя продукции, наносится как на русском языке, так и на государственных языках государств-членов Таможенного союза при условии наличия данных требований в законодательной базе стран-членов Таможенного союза.

Дополнительные сведения

В соответствии с новым регламентом нанесения маркировки на пищевую продукцию, надпись "Не рекомендуется беременным и кормящим грудью женщинам, детям и подросткам до 18 лет, а также гражданам, имеющим предрасположенность к бессоннице, повышенной нервной возбудимости и артериальной гипертензии" обязательна для следующих категорий продукции:

  • безалкогольные напитки с содержанием кофеина более 150 мг/л;
  • безалкогольные напитки с содержанием экстрактов лекарственных растений, обеспечивающих тонизирующий эффект на организм потребителя.

Пищевая продукция, поставляемая на отечественный рынок, должна иметь название, недвусмысленно характеризующее тот или иной пищевой продукт. При соблюдении данного правила ввозимая продукция считается соответствующей требованиям Технического регламента ТС на масложировые продукты, соки, специализированные продукты, предназначенные для диетического питания и т.д. В наименование продукции обязательно включаются сведения, касающиеся физических свойств либо специализированных способов обработки, если таковые использовались (к примеру, копченая, восстановленная, обработанная ионизирующим излучением, маринованная, молотая и сублимированная продукция).

Надпись на упаковке «С ароматом или с ароматом, идентичным натуральному, или со вкусом» обязательна в том случае, если состав продукции включает ароматизаторы или вкусовые добавки. В том случае, если в процессе приготовления пищевой продукции были использованы аспартам в качестве подсластителя или аспартам-ацесульфама соли, маркировка должна содержать не только сведения о составе, но и должна быть дополнена четко заметной надписью «Содержание (наличие) фенилаланина». Аналогичная ситуация наблюдается в том случае, если при производстве той или иной продукции были применены некоторые красители.

Независимо от степени воздействия на человеческий организм, данная продукция в обязательном порядке должна иметь надпись о том, что данный продукт содержит красители или краситель, что может отрицательно повлиять на внимание и активность детей младшего и среднего школьного возраста. Это требование актуально для пищевой продукции, содержащей следующие типы красителей: азорубин Е122, "солнечный закат" желтый FCF Е110, хинолиновый желтый Е104, красный АС Е 129, тартразин Е102 и понсо 4R Е124.

Сведения касательно отличительных признаков пищевой продукции наносятся на упаковку или фасовочную тару при наличии доказательств, предоставленных изготовителем, по поводу объективности данной информации. Также для маркировки пищевой продукции могут быть использованы доказательства, полученные посредством третьей стороны. Некоторые категории пищевой продукции предусматривают необходимость в нанесении информации с соблюдением условий, обозначенных в приложении №5 к Техническому регламенту ТС. В данном случае такие сведения, как «Источник минеральных веществ и витаминов» могут быть указаны только в том случае, если минеральные вещества и витамины составляют более 15 % от среднесуточной нормы человека в вышеозначенных компонентах из расчёта на 100 г продукции с твердой консистенцией.

Важный момент: маркировка наносится краской, цвет которой контрастирует с основным цветом упаковки или тары. Наименование продукции, срок годности и дата изготовления, а также условия хранения и прочая, не менее важная, информация наносятся на упаковку. Возможно нанесение маркировки на этикетку в том случае, если ее удаление с упаковки не представляется возможным. Разумеется, маркировка, наносимая на пищевую продукцию, не должна содержать информацию о компонентах, которые не входят в состав данного продукта либо не были применены в производственном процессе.

← Вернуться к списку новостей